- Главная
- Прокуратура информирует
- Информация
Прокуратура информирует
И.о. прокурора Смоленской области Смирновой О.М 29.11.2024 года с 11- 00 планируется проведение тематического личного приема по вопросам соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Прием граждан будет осуществляться совместно с руководителем Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" по адресу: г.Смоленск, ул.Пригородная д.10. Жителям Смоленского района для записи на личный прием необходимо обращаться по телефону 33-35-81.
22.11.2016 10:06 Информация
Российская Федерация является участником Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31.10.2003, которая ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ. Согласно данному закону Россия обязуется принять Конвенцию за договорно-правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Система защиты заявителей о коррупции (whistleblowers) - комплекс мер, в том числе законодательных, направленных на защиту прав лиц, сообщающих о возможных фактах коррупции. Речь идет о трудовых правах (защита от увольнений, понижения в должности и т.п.), защите от преследований, в том числе от подачи исков о клевете.
В соответствии с ч.4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ.
В отношении лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, действующим законодательством в качестве одной из мер по обеспечению государственной защиты предусмотрен особый порядок привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности.
Так, в соответствии с положениями указа Президента РФ от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий, сообщивший в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.
Кроме того, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам в подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.
Государством признана необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере.
В связи с чем, Минтрудом России на основе рекомендаций Общественной палаты РФ разработан законопроект «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со сторон должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются».
В законопроекте определено понятие сообщения о коррупционном правонарушении, которым признается информация о злоупотреблении служебным положением, даче или получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Также к таким сообщениям относится информация о несоблюдении ограничений, запретов и требований, установленных в целях предупреждения коррупции, и сообщения об иных коррупционных правонарушениях, за совершение которых предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
В соответствии с законопроектом защите подлежат лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие; служащие Центрального банка России; работники государственных корпораций, Пенсионного фонда, Фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, иных организаций.
Кроме того, меры защиты, предусмотренные законопроектом, могут применяться в отношении близких лица, сообщившего о коррупции, если в целях оказания воздействия на данное лицо, либо принуждения его отказаться от представленной информации, из мести за раскрытие указанной информации, они преследуются или их права нарушаются.
Эффективной защите граждан, сообщающих о коррупции, будет способствовать применение комплекса мер, включающего обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатную юридическую помощь, защиту от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей, меры прокурорского реагирования.
Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность применения различных мер поощрения к таким лицам, в том числе выплаты материального вознаграждения, если их сообщение позволило предотвратить причинение ущерба государству. Размер вознаграждения предлагается установить от 5 до 15 процентов от суммы предотвращенного ущерба.
При этом в случае если по решению суда лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, будет признано виновным в клевете или распространении заведомо ложных сведений, то меры защиты, применяемые в отношении него, отменяются, а выплаченное материальное вознаграждение, взыскивается в установленном Президентом РФ порядке.
Сообщая об изложенном, предлагается гражданам, имеющим информацию о преступлениях и правонарушениях коррупционной направленности, обращаться в органы прокуратуры.
Урегулирование конфликта интересов
Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.
Как следует из ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
Личная заинтересованность - это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.
Аналогичные понятия содержатся и в статье 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», статье 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Этими законами на служащих возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Под личной заинтересованностью служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного или муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В случае, если владение лицом, замещающим должность государственной, муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной, муниципальной службы.
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого служащего от замещаемой должности государственной, муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности.
Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного, муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.
- docx (21.30 KB)
|
|